expertmus (expertmus) wrote in museumpeople,

16/29 января – поклонение честным веригам св. ап. Петра

Оригинал взят у expertmus в 16/29 января – поклонение честным веригам св. ап. Петра




Тропарь св. верховному и первому апостолу Петру (поклонение честным веригам aп. Петра), глас 4:

Рима не оставль, к нам пришел еси / честными веригами, яже носил еси, апостолов первопрестольне. / Имже верою покланяющеся, молимся: / твоими к Богу молитвами / даруй нам велию милость.

Кондак, глас 2:

Камень Христос, каменя веры прославляет светло,/ учеников первопрестольника:/ созывает бо вся праздовати Петре,/ чудеси твоея честныя вериги,// и подает согрешений прощение.

Ин кондак, глас 2:

Верховнаго и перваго Апостолов,/ истины божественнаго ученика,/ Петра великаго восхвалим,/ и того верою целуем вериги,/ прегрешений разрешение приемлюще.

В Риме, славном граде св. верховного и первого апостола Петру, знаменитом на Эсквилинском холме, находится древняя базилика, которая называется «церковь апостола Петра в Веригах» (Chiesa di S. Pietro in Vincoli; Piazza S. Pietro in Vincoli, 4a), потому что в ней хранятся честные вериги святого и всехвального апостола Петра. Это железные цепи, в которые дважды был закован апостол Петр за проповедь о Христе: первый раз в Иерусалиме по приказу Ирода (Деян. 12, 1 - II); другой раз - в Риме в Мамертинской темнице, по повелению Нерона. Иерусалимские вериги, числом две, после чудесного освобождения апостола Петра из темницы, сохранены были христианами и передавались ими преемственно из рук в руки как драгоценнейшее сокровище.

В V в. эти вериги находились у Иувеналия, патриарха Иерусалимского, который в 439 г. подарил их августе Евдокии, супруге императора Феодосия II Младшего (408-450), за ее благочестие и любовь к палестинским святыням: http://expertmus.livejournal.com/84029.html

Царица Евдокия оставила одну веригу в Константинополе, а другую послала в Рим своей дочери, тоже Евдокии, которая была замужем за латинским императором Валентинианом III. Благочестивая, подобно матери, Евдокия с любовью приняла этот драгоценный дар и построила в 455 г. в Риме церковь в честь честных вериг апостола Петра, где и положила иерусалимскую веригу вместе с найденной в Риме другой веригой Мамертинской (Иерусалимская верига - малая, Мамертинская - большая).

По имени августейшей основательницы своей эта церковь именуется еще «базиликой Евдокиевой» (Basilica Eudossianna). Она была перестраиваема не один раз; в настоящий вид приведена в XVIII в. Во время раскопок были обнаружены остатки древней церкви, стоявшей здесь уже в III в.

После того было установлено совершать в Церкви 16 января праздник поклонения этим честным веригам. Впрочем, в Риме праздник вериг существовал уже в начале II в. в память Мамертинской вериги апостола Петра; а в V в. праздник сей был обновлен веригой, присланной из Иерусалима. В церковной службе, поемой 16 января, честным веригам апостола Петра усвояется сила, «связующая прелесть» язычества и неправоверия, «разрушающая злодейства вражия», «разрешающая страсти», «убивающая начальника злобы» (т.е. диавола) и «сокрушающая узы его». От честных вериг Петровых верующие «почерпают здравие телесе и души спасение». Свои вериги апостол оставил нам «в душевное благочестие». Ежегодно в 16 день января он воздвигает верующих «к духовной трапезе», на которой предлагает нам «честные свои вериги якоже снедь многоценну: недугов во врачевание, скорбящих во утешение, в пристанище обуреваемых».


Честные вериги Петровы хранятся в особом прозрачном ковчеге, стоящем внутри главного престола, устроенного на возвышении посредине церкви и обращенного лицом к молящемуся народу. Под главным престолом сооружен отдельный нижний придел, престол которого непосредственно примыкает к возвышению, на котором стоит верхний главный престол. Таким образом, ковчег с веригами апостола Петра находится между верхней доской главного престола и престолом нижнего придела. В этот нижний придел и нужно спуститься богомольцу, чтобы увидеть честные вериги Петровы. Спуск в нижний придел устроен из середины церкви. Спустившись, богомолец подходит к св. престолу, находящемуся в нижнем приделе; здесь горит неугасимо одна лампада.

Когда двустворчатые бронзовые дверцы, имеющиеся в передней боковой стороне верхнего придела, приходящейся как раз над престолом нижнего придела, будут растворены, тогда богомолец видит честные вериги Петровы через стеклянную дверцу ковчега, в котором они хранятся. Для лобызания эти вериги, к прискорбию, недоступны богомольцам в обычное время. Только в течение одной седмицы в году, с 1 по 8 августа нов. ст., они возлагаются на главном престоле для всенародного поклонения и лобызания.

По обеим сторонам престола в нижнем приделе устроены узенькие лестницы, ведущие в подземную пещеру. В этой крипте, в особом саркофаге почивают мощи семи братьев Маккавеев (память 1 августа), которые, как известно из ветхозаветной священной истории, пострадали в 166 г. до Р.Х. в Антиохии во время владычества над Иудеей Антиоха Епифана, сирийского царя, принуждавшего этих доблестных юношей к принятию идолопоклонства. В Священном Писании имена их не приведены, но по традиции именуют их так: Авим, Антонин (или Антоний), Гурий, Елеазар, Евсевон, Алии (или Ахим), Маркелл.

С левой стороны от главного входа во втором приделе находится запрестольная мозаичная чудотворная икона св. мученика Севастиана (память 18 декабря), мощи которого почивают в церкви его имени по Аппиевой дороге за стенами Рима (Chiesa di San Sebastiano fuori le mura). Создана эта икона в 680 г. в память избавления, по молитвам св. Севастиана, города Рима от свирепствовавшей в нем в том году моровой язвы. Мученик изображен, вопреки обычной традиции, старцем.

В церковной ризнице (Sacrestia) между прочим хранятся:
- честные мощи, св. мученицы Агнии (память 21 января), которые почивают и в церкви ее имени по Номентанской дороге.
- части крестов, на которых были распяты апостолы Петр и Андрей Первозванный.




В этой же церкви внимание богомольцев невольно останавливается на статуе огромных размеров, которая находится у стены направо от главного престола. Эта великолепная статуя, изваянная в 1513-1515 гг. великим Микеланджело, изображает св. пророка и боговидца Моисея. Как в лице, так и во всей фигуре Моисея, и в развевающейся волнистой бороде, и в волнующейся одежде его, видно особенно мощное и гневное выражение. Кажется, что пророк готов воспрянуть и опять сокрушить скрижали перед лицом непокорного народа. Подобие рогов на главе Моисея означает лучи света, которыми он был прославлен.

Кроме Рима, часть вериг святого и всехвального апостола Петра хранится в ризнице кафедрального храма в германском Трире, который был воздвигнут в XII в. на фундаменте разрушенного старого храма, основанного святыми равноапп. Константином и Еленой.

Опубликовано: СПУТНИК РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО БОГОМОЛЬЦА В РИМЕ. Описание римских, священных мест и находящихся в них вселенских святынь составленное архимандритом Дионисием (Валединским) с планами Рима и собора св. апостола Петра и с десятью иллюстрациями. Издание Православной русской церкви в Риме, 1912 г. (переиздание 1999 г.)



© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2013.



  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 0 comments